Поэтом можешь ты не
быть |
Но
про поэта снять обязан |
|
|
|
Для
документалистов биографии поэтов-писателей давно стали
выгодной и неисчерпаемой кормушкой. Студии документальных
фильмов и телекомпании пачками производят такие ленты с
непременными “говорящими головами” современников и архивными
фотографиями. Такой продукт с удовольствием финансирует
государство. А теперь и режиссеры большого кино получили
карт-бланш на ЖЗЛ. Продюсер и режиссер Семен Рябиков
завершает производство фильма “Жизнь длиною в песню”,
рассказывающего о последних годах жизни Сергея Есенина.
Травля НКВД, драки, связь с Айседорой Дункан,
трагическая и загадочная смерть — все это делает фигуру
Есенина крайне привлекательной для кинематографа. Не зря же
два таких непохожих друг на друга человека, как Сергей
Никоненко и Сергей Безруков, несколько лет подряд твердят в
своих интервью о том, что мечтают сделать фильм о Есенине.
Никоненко, кстати, в свое время сыграл в единственной
художественной картине о Есенине, снятой в советское время.
Но во второй режиссерской работе знаменитого оператора
Сергея Урусевского (“Летят журавли”) с лирическим названием
“Пой песню, поэт...” образ Есенина был показан ущербно,
однобоко. Поэт представал перед зрителем
лириком-деревенщиком, пареньком не от мира сего, который по
вдохновению пишет талантливые стишки. Не многим в этом плане
отличалась и голливудская экранизация жизни знаменитой
балерины “Айседора” Карела Райса. В картину с Ванессой
Редгрейв, по слухам, приглашали сниматься и Олега Табакова,
и Олега Видова. Но в силу тех или иных обстоятельств
партнером Ванессы Редгрейв стал сербский актер Звонимир
Крнко, сыгравший Есенина в обычном для Голливуда
карикатурном стиле.
По уверению авторов картины “Жизнь длиною в песню”,
ошибки своих предшественников они всячески стараются
избежать. Что характерно для современного российского кино,
режиссер делает ставку на дебют. В фильме много молодых
актеров — Дмитрий Муляр (Сергей
Есенин), Анастасия Колпикова (Айседора Дункан), Диана
Зверева-Балюк (Софья Толстая). Танцы,
которых в ленте будет не меньше, чем стихов, исполнит
балерина Лилия Сабитова. Кроме новых лиц зрителя побалуют и
“старой гвардией”. Так, в роли Железного Феликса выступит
Василий Лановой, в роли полуграмотного работника НКВД —
Владимир Стеклов, в роли комиссара — Аристарх Ливанов, а
Всеволода Мейерхольда сыграет неподражаемый Виктор Авилов.
Ждать какой-то новой версии гибели поэта, вокруг которой уже
много лет подряд идут ожесточенные споры, не приходится —
авторы тактично предлагают зрителю выбрать из уже
существующих ту, что больше по душе. Примечательно, что в
работе над сценарием принимал участие драматург Валентин
Черных, написавший сценарий к легендарной ленте Владимира
Меньшова “Москва слезам не верит”. Сам же Рябиков известен
тем, что в советское время 13 лет подряд возглавлял
Московский областной кинопрокат, а с 1990 года руководит
собственным продюсерским центром, на счету которого
двенадцать полнометражных картин, в том числе четыре его
собственных. К жанру кинобиографии Рябиков тяготеет давно —
его лента “На заре туманной юности” была посвящена поэту
Алексею Кольцову, а фильм “Завтрак с видом на Эльбрус” —
Юрию Визбору. Как старый прокатчик Рябиков уверен, что
прокат (больное место для многих российских
кинематографистов) его картине обеспечен.
|
|
|