Актриса театра на Покровке Диана Зверева-Балюк

Биография

Кино

Театр

Фото

Общение

Обои

То, что кудесник русского слова Николай Лесков менее читаем по сравнению со своими собратьями, замечено критиками разных поколений. Скорее всего широкое признание писателя, как никто знавшего народную жизнь, еще впереди. Достоверно одно. Зритель, встречаясь с достойно сыгранными лесковскими персонажами на сцене или на экране, испытывает всегда потрясение, глубоко проникаясь страданием человеческим.

Драматическое произведение у Николая Семеновича одно – пьеса «Расточитель», а инсценировок по его рассказам и повестям великое множество – «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Тупейный художник», «Очарованный странник»... Недавно поставлен фильм по антинигилистическому роману «На ножах», полному противоречий в оценке роли шестидесятников в России XIX века. Постановка «Воительницы» Лескова режиссером Василием Федоровым в «Театре на Покровке» под руководством Сергея Арцибашева – явление из редких.

Инсценировка в жанре комедии сделана Василием Федоровым со всей деликатностью и уважением к классику, тем более что очерк, написанный большей частью как диалог главной героини Домны Платоновны с автором, так и просится на сцену, распадаясь на две части. Первая посвящена взаимоотношениям воительницы с пригретой ею Леканидкой, а во второй героиня «живет словами», говоря слогом Лескова, то есть рассказывает о себе.

По сути, «Воительница» «на Покровке» – спектакль-исповедь, который артисты разыгрывают в крошечном зале без сцены, где декорация – угол с огромной кроватью героини да едва обозначенная каморка, в которой приютила она несчастную Леканиду Петровну, отделенные занавесью-пологом (художник Юрий Гальперин). Занавес многослойный, как сама жизнь героини, попавшей в переделки реформаторских времен шестидесятых годов позапрошлого века, закрывает-открывает его перед нами сам автор, молодой писатель Николай Лесков (Сергей Чудаков), присутствие которого с первых минут так утепляет атмосферу спектакля.

Спектакли по Лескову, чтобы иметь успех, должны гипнотизировать зрителя, потому что великая мощь, красота и очарование сокрыты в самом слове писателя, и тот, кто берется произносить его с подмостков, обязан владеть этой «жизнью в слове». Атмосфера сердечности, благодаря внимательно-сочувствующему взору автора, ни на секунду не покидающего свою «воительницу», здесь налицо. Режиссер предоставляет зрителям самим разобраться в «прекратительной» жизни героини. В сцене пролога видим мощно храпящую Домну Платоновну (Татьяна Швыдкова), сраженную «акридовым сном», из-за которого перенесла она немало горестей в жизни. Вот через этот сон и предстоит всем пробиться...

С первого появления перед зрителями эта ловкая дама, известная «всему Петербургу», в нарядном платье с оборками цвета золотой осени и таком же игривом чепце, с живыми «грецкими» глазами, от которых без ума «турка» Испулат (Михаил Сегенюк), вызывает симпатии зрителей. И словно наживку бросает – а вот пойди разберись, почему я здесь перед вами нарисовалась?.. В самом деле, чем может быть интересна современному зрителю овдовевшая мценская купчиха средней руки, пристроившаяся в Петербурге и промышляющая делами сомнительного свойства? Ведь это только зовется она кружевницей, посредницей в делах купли-продажи всякой всячины, а на самом деле сваха и сводница по призванию, истинный менеджер в деле «спасения» оступившихся женщин посредством древнейшего ремесла. Уж у нее «купцов» всегда полон загашник.

И никакой любви-страсти, как от «Леди Макбет Мценского уезда» или Грушеньки из «Очарованного странника», ждать от Домны Платоновны не приходится, не верит она в любовь и всю породу людскую изначально подлой считает. И цинизма своего универсального ни от кого не скрывает. И автору, как на духу, рассказывает, что после смерти мужа согрешила только два раза, и все через проклятущий «акридов сон», который намертво сковывает ее. Простодушна, мила, искренна до последней жилки.

Уж как корит она бедную Леканиду Петровну (Диана Зверева-Балюк), грациозную гордую полячку, пострадавшую через «блажь», которая любовью зовется! Как долго сражается с ней, не желающей спасать себя «ремеслом» даже во имя того, чтобы денег на дорогу к покинутому мужу заработать!.. Дуэт Татьяны Швыдковой и Дианы Зверевой-Балюк великолепен, и прежде всего потому, что актрисы священнодействуют со словом. Говорят, как драгоценные бусины нанизывают, и слова-бусины эти, соприкасаясь в тишине зрительного зала, издают мелодичный звон, и рождается очарование, которого ждет влюбленный в Лескова читатель-зритель.

Павшая-таки Леканидка становится петербургской «дамой с камелиями», живущей завидно и знатно, и сцена встречи ее с «благодетельницей», которой она в самое ушко шепчет: «Мерзавка», а потом дамы обмениваются плевками, поставлена в стиле балетного променада. И резко меняет ауру вокруг воительницы. Неумолчный храп Домны Платоновны, заснувшей в тот самый момент, когда страдалица Леканидка еще решала для себя, «переступить или не переступить» ей черту, плача перед медальоном с портретом умершей маменьки, словно бы и не стихает с той минуты.

И исчезает куда-то образ обаятельной воительницы, он начинает множиться, тиражироваться, возникать «един во многих лицах», особенно под звучание ее рассказа о своем прошлом автору. И постепенно вырисовывается история души человеческой, обстоятельствами столь смятой, что она, эта душа, и не знает, какова есть на самом деле. И зритель всерьез задумывается о том, как мог зародиться такой характер в гуще народной жизни, как могла обыкновенная мценская баба превратиться в этого устрашающего «фактотума», который презревает все человеческие проявления личности и у которого проявление сострадания так искорежено, что достигает противоположного эффекта.

Разгадка, несомненно, кроется, в общественных процессах. Жернова реформы 1861 года перемалывали все пласты жизни, и осознание «свободы» болезненно сказывалось на всех сословиях общества. Рушились, разлетались сами эти сословия, и мценская воительница выпала из колеи привычной жизни, а «петербургские обстоятельства» утвердили в ней то, чему она не смогла или не захотела противостоять.

Чередой проходят в спектакле персонажи, олицетворяющие петербургские и мценские «обстоятельства» в жизни Домны Платоновны. И каждый запоминается характерной краской. Испулат и Актер (Михаил Сегенюк) – диким, порой неосознанным импульсом; Купец и Извозчик (Владимир Стукалов) – вульгарностью восприятия жизни; Дружок, Кума (Галина Стукалова) – непроходимой глупостью; Полковник (Александр Сухинин) и Пожилая барыня (Нина Кирьякова) – похотливостью и сластолюбием «купцов» разного пола; Молодая барышня (Наталья Фищук) и Горничная (Елена Яцук) – готовностью воспринять все пороки окружающего их общества.

Но жизнь расставляет все по местам. Спотыкается «воительница» на самом уязвимом. Как оказалось, на «блажи» – накануне пятидесятилетия без памяти влюбляется в двадцатилетнего оболтуса Валерку, прибывшего из родных ее мест, с Орловщины. Все, что есть у нее, отдает она «сокровищу» и «жизненочку» своему, только напрасно – Валерка заканчивает Владимиркой, не пожелав и увидеть свою благодетельницу. Финальная сцена, на шаг отделяющая Домну Платоновну, заканчивающую свою жизнь медсестрой в тифозной больнице для бедных, и в очерке, и в спектакле неожиданна. «Огненным прещением пресекается перед смертью душа моя», – говорит лесковская героиня, и Татьяна Швыдкова находит нужную интонацию для «молитвы прямо столбушком» «Боженьке». Выдыхая которую, кается воительница, но любит, наконец, любит – «несносно... без ума, без разума», и, похоже, счастлива от этого.

Вот он каков, итог. В финале видим все ту же кровать, уже без перин, на которой сиротливо стоят последние дары Домны Платоновны Валерке. Оставшиеся после нее сундучок, подушки и подаренная кем-то банка варенья. И оказывается, что нет толщи лет между этой измученной и заблудшей душой и нами сегодняшними, попавшими в те же жернова новых времен и новых реформ. Те же проблемы, что и воительнице почти полтора века назад, приходится решать нам, а в природе человеческой мало что изменилось, не зря же над спектаклем «Театра на Покровке» витает еще и шекспировское размышление о человеке: «Если принимать каждого по заслугам, то кто избежит кнута?»

Нина КАТАЕВА.

© Zverev A., 2004  ne_nado@mail.ru
Hosted by uCoz